Начало августа. День святого Пророка Ильи, в честь которого первая каменная постройка Заволжья — церковь — именуется в народе Ильинской. Интересно, почему? Ведь официальное ее название Рождества Христова. Читать далее Из истории Городищенского холма
Церковь Благовещения
1-я треть 19 вв., 2-я пол. 19 в. Выразительный комплекс разновременных построек, отражающий различные стилистические тенденции. Расположен посередине площади. Центральное место занимает летняя церковь Благовещения, к югу от нее стоит зимняя церковь Воскресения, а к западу дом причта.
Кирпичная оштукатуренная церковь Благовещения с приделами Иоана Воина и Николая Чудотворца построена в 1830 г. на основе одного из образцовых проектов 1824 г. в стиле позднего классицизма. Крестообразная композиция храма близка центрической форме. Ризалиты, примыкающие к квадратному в плане основному объему с юга, севера и востока одинаковы по величине, а западный притвор имеет несколько больший выступ. Храм завершается световым барабаном-ротондой с полусферическим куполом; глава утрачена. Центричность композиции подчеркивается идентичностью всех фасадов. Ризалиты и притвор оформлены портиками с четырьмя колоннами тосканского ордера и треугольным фронтоном. В интерколумниях по осям прямоугольных окон или входных проемов помещены круглые ниши. Торцы ризалитов и притвора покрыты ленточным рустом. Фланги фасадов акцентированы рустованным выступом, прорезанным прямоугольным окном, над которым расположена полукруглая ниша. Окно и ниша отмечены высокими клинчатыми замковыми камнями. Основной объем, включая портики, завершается антаблементом с гладким фризом и простым по профилировке карнизом с мутулами. Барабан-ротонда расчленен ленточным рустом и четырьмя трехчастными полукруглыми окнами, расположенными по странам света.
Внутренняя структура сформирована четырьмя мощными пилонами со срезанными углами, обращенными в сторону подкупольного квадрата. На пилоны опираются подпружные арки и паруса, которые несут барабан, перекрытый куполом. Рукава внутреннего креста завершены коробовыми сводами с большими распалубками. Угловые части храма имеют плоские перекрытия. В настоящее время в интерьере подшиты потолки. Под притвором имеется небольшой подвал.
Церковь Воскресения — характерный для Костромской области пример культовой архитектуры в формах позднего барокко. Она возведена в 1792 г. Придел в трапезной освящен в честь Введения. Особенностью объемной композиции памятника является ее сильная асимметрия относительно продольной оси. Двусветный четверик храма, по-видимому, завершался пятиглавием с глухими барабанами. С востока к нему примыкает более узкая почти квадратная в плане апсида, с запада — прямоугольная в плане трапезная с северным приделом, который закрывает часть фасада четверика. Колокольня, от которой сохранился только первый ярус-четверик, расположена не по оси храма, а по центру западного фасада трапезной, что значительно усиливает живописность общей композиции. Все объемы церкви имеют скругленные углы, что вместе со схожим декором придает памятнику очень цельный характер.
Южный фасад храма в три оси окон расчленен четырьмя тосканскими пилястрами большого ордера. Окна с лучковыми перемычками заключены в рамочные наличники с ушами и сережками и акцентированы клинчатыми замками. Окна второго света в настоящее время вверху растесаны. Над средним окном первого света расположен прямоугольный киот, что, по-видимому, указывает на первоначальное расположение здесь входа. Стену завершает антаблемент с многообломным карнизом, раскрепованным над пилястрами. На северном фасаде храма из-за примыкания придела симметричная композиция нарушена, а также отсутствует киот, но в остальном этот фасад аналогичен южному. Фасады апсиды, трапезной, придела, а также первого яруса колокольни по сторонам скругленных углов обработаны рустованными пилястрами и завершены антаблементом, аналогичным храму. У восточных углов апсиды с юга и севера пилястры удвоены. Окна апсиды и трапезной с приделом имеют такую же форму и декор, как проемы четверика. Из трех окон на южном фасаде трапезной среднее выделено рустованным ризалитом. В нижнем ярусе колокольни входной проем на западном фасаде имеет полукруглую перемычку, а ложные проемы на боковых фасадах — лучковую. Рамочные наличники этих проемов усложнены клинчатыми замками и ушами с сережками.
Бесстолпный храм соединяется с апсидой тремя узкими проемами, а с трапезной — одним широким. В настоящее время перекрытия храма, апсиды и трапезной плоские. В апсиде придела — полулотковый свод с распалубками. Нижний ярус колокольни перекрыт сводами Монье. На северной стене храма между окнами первого света под штукатуркой сохранилась масляная живопись 2-й пол. 19 в.: фигуры Авраамия с иконой Богоматери и Феодосия.
Село Судай
Довольно архаичный для своего времени, но характерный для Костромской области памятник культовой архитектуры в стиле барокко. Церковь с приделами Богоявления и Макария Унженского возведена в 1805-07 гг. Она расположена на территории древнего городища. Трапезная и колокольня разобраны в 20 в. Сохранившийся храм представляет собой пятиглавый двусветный четверик с более узкой полукруглой апсидой. В завершении четверика сохранились цилиндрические глухие барабаны боковых глав и основание центрального барабана. Одинаковые южный и северный фасады храма в три оси симметричны по композиции. Стены разделены на три прясла пилястрами (на углах двойными) большого ордера. На средней оси расположен арочный входной проем без обрамления и с клинчатым замком. Окна заключены в рамочные наличники с ушами и клинчатыми замками. Более высокие окна первого света выделены полукруглыми сандриками с заплечиками. По верху стен проходит раскрепованный над пилястрами антаблемент с сухариками в карнизе. Стену апсиды расчленяют пилястры и пять окон, из них два ложных. Проемы, в том числе ложные, аналогичны по форме и декору окнам первого света четверика.
Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом с круглым отверстием в шелыге для светового барана. Три узких арочных проема ведут в апсиду, перекрытую конхой. Более широкий проем с коробовой перемычкой соединяет храм с утраченной трапезной. На западной стене четверика, которая выходила в трапезную, сохранились алтарные ниши приделов. В основании свода храма проходит тянутый многообломный карниз, окна обрамлены профилированными штукатурными наличниками. На стенах четверика остались еле заметные фрагменты живописи. Между окнами первого и второго света помещены овальные медальоны с изображениями святых, а между окнами второго света — композиции в арочных обрамлениях. Сохранился также растительный орнамент с крестами.
Прямоугольный объем кирпичной одноэтажной сторожки надстроен новым срубом. Стены прорезаны прямоугольными проемами и завершены простым карнизом с сухариками. У первоначальных окон частично сохранились рамочные наличники.
Лит.: Беляев, 1863, с. 258; Холмогоровы, 1900, с. 52-53; ИИАК, вып. 31, 1909, с. 270; Баженов, 1911, с. 329.
Храмы в Корцово. фото С.А. Орлова
Торговое село Корцово лежит на древней дороге, ведущей из Костромы через Галич в Тотьму. Упоминание в документах с 1629 года как владение князей Волконских, особую известность оно получило после избрания 1647 году дочери одного из окрестных вотчинников Ильи Даниловича Милославского, Марии Ильиничны, в жёны царю Алексею Михайловичу. Само избрание царской невесты очень интересно. В начале 1647 года царь задумал жениться. Из двухсот претенденток выбрали 6 самых красивых девушек. А уже из них выбрали одну – дочь Фёдора Всеволожского. Узнав об этом, избранница упала в обморок от неожиданности. В царском окружении решили, что она больная и не годится в жёны царские. Тогда князь Борис Морозов быстро сосватал Алексею Михайловичу корцовскую жительницу Марию Ильиничну Милославскую, а сам женился на её сестре Анне. Таким образом, корцовчанка стала царицей и родила Алексею Михайловичу 5 сыновей и 8 дочерей. Некоторые дети умерли от болезней, некоторые приняли монашество, а некоторые управляли страной. Царица Мария Ильинична покровительствовала Солигаличу, принимая участие в строительстве собора Рождества Богородицы в одноимённом женском монастыре. Денежные вливания в строительство, как сказали бы в наше время, прекратились после смерти царицы. Лишь на исходе 18 века возведение храма было завершено. О существовании в Корцово деревянных церквей впервые упоминает дозорная книга г. Солигалича 1614 г.: «Волость Корцево. А в ней погост, а на нем храм во имя Николая Чудотворца вверх, да другой храм Преподобного Макария Унженского, да другой храм клецки с трапезою Успения Пресвятой Богородицы». В 17 – 18 веках деревянные церкви несколько раз горели, затем перестраивались заново. Известно, что строителем деревянной Никольской церкви в 1737 году был местный помещик Никифор Андреевич Апушкин. В 1 половине 19 века деревянные церкви были заменены двумя ныне существующими каменными храмами. Большие вклады в храм делали местные купцы. Один из них, Ефрем Яковлевич Гусев, построил при корцовских храмах богадельню. Сейчас в здании богадельни находится школьная мастерская. Когда Е.Я. Гусев возвращался из Санкт — Петербурга, то покупал всем малоимущим лапти, рукавицы и по вязке баранок. На сельском кладбище сохранился камень с надписью: «Здесь погребено тело Санкт – Петербургского 2 – ой гильдии купца Ефрема Яковлевича Гусева, родившегося 6 января 1840 года, скончавшегося 1 ноября 1896 года. Мир праху твоему». Купец Гусев жил в деревне Корцово (не путать с селом), а туда вела берёзовая аллея, между деревьями которой стояли лавочки. Крупное село с несколькими порядками домов в 19 – начале 20 веков продолжало оставаться центром волости. Большую роль в экономическом развитии села играли проводившиеся здесь ярмарки и еженедельные базары. В 1871 году в Корцове открылась одна из первых в уезде начальных школ. Организатором её создания был А.Л. Брюсов, двоюродный дядя поэта В.Я. Брюсова, служивший здесь волостным старостой. В конце 19 века в селе находились две церковно-приходские школы, второклассная женская и одноклассная смешанная, размещённые поблизости от храмов, министерская двухклассная школа. Корцовская учительница Мария Доброва входила в состав экзаменационных комиссий церковных школ Корцовской волости.
В Корцове находилось волостное управление и земская больница, вынесенная на западную окраину села. В больнице в 1889-1892 г.г. работал врач Дмитрий Николаевич Жбанков. В 1891 году в «материалах для статистики Костромской губернии» вышел очерк Д.Н. Жбанкова
«Бабья сторона». Вождь мирового пролетариата неоднократно ссылался на работу корцовского врача, но относился к ней критически. Вот как описывает доктор Жбанков внешний облик жителей Корцовской волости: «Для одежды редко употребляются ткани домашнего производства, преимущественно, и мужчины, и женщины носят рубашки и платья кумачные, ситцевые. На мужчинах жилетки, пиджаки, пальто, манжеты, на женщинах (у многих зимой есть панталоны) шёлковые платки, шали, хорошие шубы; обувь на тех и других, преимущественно, кожаная, часто носят галоши, лапти носят редко, во время работ. Летом постоянно встречаются привезённые из Питера зонтики. Во многих домах встречаются зеркала и лампы: керосин в большом употреблении. Бани имеются у всякого дома, вообще, здешние обитатели моются часто и мыла употребляют достаточно. Благодаря чистоте, накожные болезни и чесотка здесь гораздо реже, чем в земледельческой полосе». О культурном уровне села свидетельствует факт, что в начале 20 века здесь было открыто фотоателье известного фотографа С.А. Орлова, а в 1916 году начал работать кинематограф.
Церкви Троицы и Николая Чудотворца — один из характерных для провинции храмовых комплексов 19 века, основные постройки которого характеризуют разнообразие типологических форм в культовом зодчестве Костромской области своего времени. Комплекс расположен на кладбище в южной части села и играет заметную роль в окружающем ландшафте. Наиболее ранней постройкой комплекса является тёплая церковь Троицы, возведённая в южной части территории погоста в 1801 – 1810 годах. В1836 году в нескольких десятках метров к северу от неё была заложена вторая холодная церковь Николая Чудотворца. В 1847 году во время строительства своды храма с венчавшим их восьмериком рухнули. Причиной аварии признаны плохой фундамент и некачественное выполнение кладки, отступление от проекта и «отсутствие при работе… опытных лиц, знающих строительную часть». При возобновлении работ во 2 половине 1850 гг. храм был существенно расширен (видимо, именно к этому времени относится сооружение трапезной), так как по указаниям епископа Костромского и Галичского Филофея церковь «должна быть не менее как на 700 человек, потому что в приходе считается собственно прихожан обоего пола 2138 душ, и как в каждый воскресный день в селе их бывают торги и три раза в год ярмарки, то на богослужение ходит значительное количество и посторонних прихожан». Деньги на строительство сверх имеющейся суммы дал петербургский купец Егор Михайлович Дектярёв. Одновременно с началом строительства Никольской Церкви на восточной границе участка, примерно между храмами, была построена колокольня, ставшая ведущей высотной доминантой комплекса. В середине 19 века территорию погоста обнесли кирпичной оградой с воротами, выходившими на восточную сторону, от которой в настоящее время остались лишь три столба в северо-восточном углу участка. В 1901 – 07 гг. в ходе частичной перестройки оба храма получили западные притворы, а в Никольском была устроена калориферная отопительная система. Все работы по реконструкции церквей производились на средства прихожан под наблюдением гражданского инженера В. Борткевича. Формирование комплекса завершилось строительством в линии ограды в северо–восточном углу участка кирпичного здания, возведённого, вероятно, для читальни-чайной. Инициатором строительства здания в 1902 году выступило Общество трезвости. Между церквами, в центральной части территории кладбища сохранился кирпичный поклонный столб начала 20 века, очевидно, отмечающий место престола одной из древних церквей. Ещё на кладбище были большие надгробные памятники и склепы, в которых хоронили знатных и богатых людей. Простых крестьян хоронили под обычным деревянным крестом. К сожалению, эти памятники были нарушены в советские времена. Когда в храмах Божиих сделали склад и зернохранилище, то сюда с окрестных деревень стали свозить зерно для сдачи. Телеги ставили прямо на могилы, а поскольку нечищеное зерно не принимали, то и чистили «не отходя от кассы». Надгробия разрушили, склепы разорили, а кресты заменили пятиконечными звёздами.
Церковь Троицы принадлежит к чрезвычайно редкой в Костромской области разновидности ярусного клещатого в плане храма с пятиглавым завершением, объёмная схема которого более характерна к 18 веку и восходит к деревянным прототипам, а крайне сдержанный фасадный декор соответствует эпохе классицизма. Стены здания покрыты снаружи известковой обмазкой и побелены. Двухъярусный приземистый храм состоит из нижнего двусветного четверика со скругленными углами, несущего покрытый пологой кровлей восьмерик, увенчанный тесно сдвинутым пятиглавием с гранёными двухъярусными барабанами глав. С востока, севера и юга к храму примыкают прямоугольные в плане равновеликие апсида и два придела под вальмовыми крышами (северный Архистратига Михаила, южный — Успения Богоматери), а с запада — небольшая, несколько вытянутая трапезная, крытая на два ската. Сохранившаяся в интерьере живопись выполнена клеевыми красками в начале 20 века. Церковь Николая Чудотворца – пример провинциального храма в стиле позднего классицизма, отличающего монументальными формами и пропорционально соразмерным выразительным силуэтом. При этом строившееся почти 30 лет здание не свободно от влияния эклектики, проявившемся в отделке фасадов трапезной и отчасти паперти, сооружение которых завершалось во 2 –ой половине 19 века. Здание имеет симметричную осевую композицию, в которой доминирует четырёхстолпный пятиглавый четверик храма. С востока к нему примыкает более низкая и узкая полукруглая в плане апсида, с запада — двухпридельная (престолы Макария Унженского и Иоанна Предтечи) трапезная, лишь незначительно уступающая четверику по ширине, и небольшая паперть. Главенствующую роль храмового объекта в композиции здания подчёркивает его завершение купольной световой ротондой, несущей четырёхгранный барабан, увенчанный крестом на золочёном яблоке, и меньшими по объёму четырёхгранными башнеобразными барабанами с такими же крестами. В храме сохранился иконостас 2-ой половины 19 века, в формах эклектики, на стенах фрагменты клеевой живописи того же времени, выполненной в академической манере и прописанной в начале 20 века маслом. Четырёхъярусная надвратная колокольня, воспроизводящая в своих объёмах прототипы 17 столетия, характеризует консервативные особенности провинциального зодчества 19 века. Стройный объём с удачно найденным пропорциональным соотношением несущих и завершающих частей обладает стилистически неоднородным фасадным декором, типичным для широкого временного диапазона. Корцово – одно из старинных сёл солигаличской земли. Хотя о конкретном времени его основания можно только догадываться, предположительно, начало селу положено в 15 веке. До начала 17 века Корцовская земля была чёрной, то есть никому не принадлежала. В это время селение имело название Корцово — Раменье. Вторая часть названия произошла в древности от слова рама-межа, граница, конец пашни, которая упирается в лес либо расчищена среди леса. Раменье – деревня среди лесной глуши. В 1629 году царём Михаилом Фёдоровичем Корцово – Раменье было пожаловано в вотчину братьям – князьям Ивану Фёдоровичу и Льву Фёдоровичу Волконским. Иван Фёдорович служил воеводой в Тотьме. Постепенно село стало обрастать деревнями, которыми владели Черевины, Лермонтовы, Шулепниковы и другие. Центром вотчины был погост Корцово – Раменье. В Галичской дозорной книге 1614 года записано: « А на погосте храм во имя Николая Чудотворца вверх шатром, да другой храм с трапезой клецки Успения Пресвятой Богородицы и все строение мирское». Деревянные церкви на погосте не раз сгорали. В 1710 году о местных храмах в патриаршем казённом приказе в приходной книге жилых данных церквей Галицкого уезда в Усольской десятине написано: «Церковь Николая Чудотворца в Усольской осаде в Корцово – Раменье дани 3 рубля, 2 алтына, 1 деньга, казённых пошлин 5 алтынов, 4 деньги; и те деньги по 1710 год плачены сполна, а в1710 году та десятина отошла в Архангелогородскую губернию и сборами ведомы попы в той десятине, а ныне бьём челом вышеозначенной церкви поп Евтихий, вышеописанная де церковь Николая Чудотворца с приделы, да другая церковь Живоначальные Троицы построена и освящена, а Николая де Чудотворца с приделы ныне не построена, чтоб построить каменную и о том бы дать указ». В 1737 году местным помещиком полковником Никифором Андреевичем Апушкиным построена новая деревянная Никольская церковь. В 1801 году построена ныне существующая летняя каменная Троицкая церковь. А с 1836 по 1865 год построена Никольская зимняя каменная церковь. Население Корцова и близлежащих деревень всё время увеличивалось. Жители в основном занимались животноводством. Распространены были и отхожие промыслы. Мужики в конце 19 столетия ехали на заработки в Питер, а с ними и сыновья – обучаться ремеслу. Работники из Корцова ценились за ремесло по отделке домов. Одни отходники жили зажиточней оседлых крестьян, другие так и не разбогатели.
Ещё в 1669 году в Корцове существовал кабак, в котором можно было откушать сытно да выпить вина и пива. Владел корчмой солигаличский посадский человек Мачехин. Сохранилось описание этого кабака: «На дворе хоромная изба, а в ней чулан да сенник на подклети, а в промеж сенником и избой амбар. Вокруг двора забор и в нём двое ворот, да на дворе погреб винный и поварня ветхи, а в ней 4 чана бражные; пятый чан заторный, солодовня ветхая развалилась, два куба медных, а весу в них39 гривенок».
Вот такие страницы открывает нам история прошлых дней, обогащая нас духовно, заставляя вспомнить минувшее, задуматься о настоящем и посмотреть в будущее.
Использованная литература
«Памятники архитектуры Костромской области, город Солигалич и Солигаличский район». Вып.4, Кострома 2002 года. Газета «Солигаличские вести» от 31 июля 2001 года.
Рубрика – История края. Статья – Родина царицы.
МУЗЕЙ МОУ «КОРЦОВСКАЯ СОШ»
2010год
Авраамиев Покровский Городецкий Монастырь, 17-19 вв.
уроч. Авраамий Ножкинской сел. адм.
Один из наиболее значительных комплексов культового зодчества на территории Костромской области, отличающийся хорошей сохранностью объемно-планировочной структуры и разнообразием входящих в его состав построек. Особую ценность представляют два каменных храма, характеризующие особенности костромской архитектурной школы 1-й пол. 17 столетия.
Монастырь основан учеником и пострижеником Сергия Радонежского Авраамием Чухломским (Галичским, Городецким). По благословению преподобного Сергия в сер. 14 в. он ушел из Троице-Сергиева монастыря в галичские земли, где основал четыре обители — Авраамиев Новоезерский монастырь на берегу Галичского озера (с. Умиление Галичского р-на), Авраамиеву Великую пустынь (с. Озерки Чухломского р-на), Авраамиеву Верхнюю пустынь (с. Коровье Чухломского р-на) и Авраамиев Городецкий монастырь на северном берегу Чухломского озера. Последний был заложен не позднее 1375 г. (предполагаемый год смерти преподобного). Первые постройки монастыря были деревянными. В 1607 г. «по вере и обещанию» царя Василия Шуйского был заложен каменный пятиглавый Покровский собор с приделом Ильи Пророка, освященный лишь в 1632 г. Вскоре после этого события к северо-востоку от него поставили деревянную трапезную с трехшатровой церковью Рождества Христова. Видимо, одновременно с ней (но не позднее 1650 г.) над Святыми воротами монастыря в западном прясле ограды был построен второй каменный храм Николая Чудотворца с приделом Параскевы Пятницы. К востоку от основных сооружений располагался хозяйственный двор, а за стенами обители, под горой, у самого озера, находилась деревянная надкладезная часовня, по преданию, построенная самим Авраамием. В 1764-68 гг территория обители была окружена кирпичной оградой с четырьмя угловыми башнями.
В 1764 г. монастырь был выведен за штат и к нач. 19 в. пришел в запустение. Возрождение монастыря началось с 1800 г., когда сюда из Николо-Бабаевского монастыря был переведен Аркадий, назначенный строителем. При нем храмы и жилые сооружения были отремонтированы, в центре обители появился новый деревянный келейный корпус. В 1816 г. интерьер Покровского собора украсили великолепным позолоченным иконостасом в запоздалых формах барокко. В 1833-41 гг. были возведены настоятельский и келейный корпуса и одноэтажный хозяйственный корпус. С увеличением братии и постоянным ростом числа прихожан в 1840-е гг. встал вопрос о расширении старого Покровского собора. Первоначально предполагалось объединить пространство Покровского собора широкой аркой с обширным трехнефным храмом, возведенным на месте Ильинского придела и декорированным в формах позднего классицизма с колонными папертями с западной и северной сторон. Однако, в соответствии с общей тенденцией храмового зодчества сер. 19 в., было решено на месте Ильинского придела поставить храм во имя иконы Умиления Богоматери по образцовому проекту КА. Тона. Из двух проектов, пятишатрового и пятиглавого, был выбран второй, восходящий к церкви Введения в Семеновском полку в Санкт-Петербурге. С западной стороны приглашенный руководителем работ помощник губернского архитектора Николай Григорьев предложил устроить открытую галерею с колоннами, которая создала бы единый фасадный фронт нового храма и трапезной, пристроенной к старому Покровскому. Проект был утвержден 24.01.1849 г., однако в полной мере он воплощен не был — при его реализации в 1857-67 гг. не были построены трапезные обоих храмов и западная галерея. Почти одновременно с новым собором был утвержден и проект новой колокольни по образцу колокольни Симонова монастыря в Москве, возведенной К.А. Тоном и рекомендованной в качестве образца. Колокольня должна была сменить разрушившуюся к этому времени деревянную колокольню перед Ильинским приделом. По обе стороны колокольни архитектор Григорьев предполагал поставить два симметричных двухэтажных гостиничных корпуса. Вместо этого проекта был реализован более скромный, выполненный в 1870 г. архитектором А. Алексеевым, — по тому же образцу, но без боковых корпусов. Колокольня была возведена не с западной стороны от главного собора, как предполагалась вначале, а над воротами в северной стене ограды. Возможно, именно с ее строительством связана разборка в 1860-70-е гг. теплой деревянной Христорож-дественской церкви. В 1849 г. был составлен новый проект для гостиничного комплекса. Два прямоугольных в плане двухэтажных корпуса гостиниц в псевдоготических формах, соединенных богато украшенными Святыми воротами, собирались построить по северной границе монастырской территории. Однако в реальности был возведен лишь один из корпусов вне территории монастыря — за северным пряслом его ограды.
После закрытия монастыря, в послереволюционные годы и наиболее интенсивно в 1930-е гг., идет разрушение архитектурного комплекса: была сломана трапезная, а затем и центральная часть западного фасада Покровского собора, уничтожена большая часть ограды и три из четырех башен, пришли в запустение келейные и служебные корпуса, а от гостиницы, после пожара 1935 г. разбиравшейся на кирпич, сохранился только северо-восточный угол. В нач. 1970-х гг. Костромской реставрационной мастерской (арх. Л.С. Васильев) проводились реставрационные работы по Никольской церкви и Покровскому собору. В 1991 г. монастырь был возобновлен, а все сооружения, входящие в состав архитектурного комплекса, отремонтированы. На территории монастыря появилось несколько новых деревянных зданий, в том числе двухэтажный гостиничный корпус и маленькая деревянная часовня в память предка Лермонтовых Георга (Джорджа) Лермон-та, который был похоронен на монастырском кладбище, а под горой, на месте кельи Авраамия, поставлена деревянная над-кладезная часовня.
Монастырь расположен на вершине высокого лесистого холма с крутым южным склоном, выходящим к берегу озера, н пологими северным и западным, раскрывающимися в сторону с. Ножкино. Центром архитектурного комплекса являются примыкающие друг к другу соборы, Покровский (старый) и Умиления Богоматери (новый). Примыкающие друг к другу, они стоят на бровке склона к озеру. К северо-западу от них находится невысокая надвратная церковь Николая Чудотворца, севернее, на склоне холма, — высокая колокольня, которая венчает новые ворота, а восточнее — двухэтажный келейный корпус, разделяющий территорию монастыря на две части основную, западную, и хозяйственную, восточную. На хозяйственный двор монастыря ведут северные ворота кон. 19 в., соединенные с колокольней уцелевшим северным пряслом ограды. В ее линии к западу от ворот хозяйственного двора находится одноэтажная хозяйственная постройка, из-за многочисленных перестроек лишившаяся стилистической определенности. К ней примыкает современный двухэтажный деревянный корпус гостиницы, появившейся здесь в кон. 1990-х гг. Руинированный фрагмент старой гостиницы стоит напротив ворот хозяйственного двора. От комплекса старых стен уцелели части северного прясла и северо-западная угловая башня. Все исторические постройки монастыря выполнены из кирпича и побелены по обмазке.
Памятник костромского культового зодчества начала XIX века, выполненный в переходном стиле от барокко к классицизму.
Вид с востока на сохранившуюся часть здания церкви Симановского, ул., д. 92, лит. А в Костроме
В начале XVII века, на окраине исторической части города, в Кирпичной и Каменщиковой слободках стояли два деревянных храма — шатровый Власия епископа Севастийского и клетский Николая Чудотворца с трапезной. Деревянными они оставались весь XVIII век, и лишь в 1805 году были заменены нынешним каменным зданием, выстроенным на средства прихожан. Вид с севера на сохранившуюся часть здания церкви Симановского, ул., д. 92, лит. А в Костроме
К настоящему времени утрачены завершение церкви и звон (два верхних яруса) колокольни со шпилем, к западной части сделаны с обеих сторон большие пристройки, а интерьер полностью изменен. Кирпичное и оштукатуренное здание принадлежит к типу двухэтажных пятиглавых и бесстолпных храмов с ярусной колокольней, в объемной композиции которых, симметрически четкой и ясной, новые формы переплелись с прежней традицией. Высокий основной трехсветный четверик со скругленными по-барочному углами завершен четырехскатной кровлей, над которой возвышались прежде небольшие луковичные главки на тонких граненых шейках. Более низкий и узкий алтарь также имеет скругленные углы.
Окна Власьевской церкви со стороны алтаря
Слегка укрупненная квадратная в плане трапезная полностью скрыта современными пристройками. Аналогично положение двух сохранившихся ярусов колокольни. Декор фасадов, сдержанный и довольно плоский по профилировке, характерен для перехода от барокко к классицизму. Междуэтажная тяга разделяет на фасадах этажи храма, оформленные в целом одинаково. Широкие пилястры поставлены по краям скруглений четверика, превращенные в верхнем ярусе в большой ордер. В завершении фасадов — антаблемент с сухариками в карнизе, дополненными мутулами у четверика. Аналогичные пилястры использованы также в убранстве алтаря, парные по краям скруглений. Прямоугольные оконные проемы, в верхнем этаже более высокие, заключены в позднебарочные рамочные наличники с ушами и серьгами, развитыми нишами в подоконной части и лучковыми и прямыми сандриками. Лучковые сандрики украшают все окна первого этажа и нижний ряд их на четверике, в то время как нишки имеют все окна второго яруса. Внутри храма оба этажа, в нижнем из которых размещался престол Николы, а в верхнем — Власия, образуют каждый единое пространство благодаря раскрытию в храм помещений алтаря и трапезной. В нижнем этаже все сравнительно невысокие помещения перекрыты коробовыми сводами с распалубками, в верхнем лишь у алтаря такой свод; основное его помещение в два света, выделяющееся своей пространственностью, завершено сомкнутым сводом. Вид с юго-запада на жилую часть здания Симановского, ул., д. 92 в Костроме
Лит.: И. Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской губернии. Спб., 1863. С. 20; И.В. Баженов. Костромские городские церкви и монастыри по писцовым книгам XVII в. // КЕВ, 1889, № 16. С. 24-28; В.К. и Г.К. Лукомские. Кострома. Спб. 1913. С.275; Б. Дунаев. Кострома в прошлом и настоящем в памятниках искусства. М., 1913. С. 58, табл. XV, рис. 57; ИАК. Вып. 31. Спб., 1913. С. 102.
По материалам сайта enckostr.ru
Текстильщиков пр., Большие Мучные ряды, конец XVIII в.
Сусанинская, пл., Большие Мучные ряды, конец XVIII в.
Замечательный памятник гражданского зодчества Костромы конца XVIII в. в стиле раннего классицизма, одно из основных торговых сооружений города, играющее важную роль в застройке его центра. Построено в 1789 — конце 1790-х гг. по образцовому проекту главного архитектора наместничества К.Клера известным местным зодчим и подрядчиком каменных дел С.А.Воротиловым на средства костромских купцов вместо прежних деревянных лавок для оптовой и розничной торговли различной мукой, сгоревших в пожар 1773 г. В середине XIX в. с юго-восточной стороны, со двора, сделаны, вероятно, по проекту губернского архитектора Григорьева дополнительные пристройки.
Просмотреть увеличенную карту
В течение XIX и XX вв. интерьер рядов неоднократно перестраивался. В 1950-1970-х гг. КСНРПМ (арх. Л.С.Васильев и В.С.Шапошников) проведена частичная реконструкция рядов в связи с приспособлением их под магазины. Двухэтажное кирпичное и оштукатуренное здание с подвалами в плане имеет форму крупного замкнутого каре со скругленными углами и двускатной кровлей. Вытянутое по линии северо-восток — юго-запад, по объемной композиции, оно является своего рода двойником Гостиного двора, расположенного напротив них и имеющего одинаковые с ним основные размеры и формы. Однако у Больших Мучных рядов есть несколько отличий: торговые лавки у них вдвое больше, чем у Гостиного двора; перекрытие галерей не сводчатое, а плоское; отсутствуют проходы для пешеходов на углах корпуса, имевшиеся у Гостиного двора. По всему периметру здания проходит галерея-аркада, состоящая из одинаковых арок с квадратными в сечении пилонами, имеющими базы и импосты. Поставлена она на цоколь со ступенчатой лестницей в каждом из проемов. В завершении стен – крепованный карниз с дентикулами. В центре каждой из сторон расположены трехарочные въездные портики с фронтонами, которым изнутри отвечает лишь одна арка проезда. Портики украшены дорическими пилястрами на пилонах, антаблементом с триглифным фризом и розетками в метопах и мелкими сухариками в карнизе фронтона. По периметру двора галерея отсутствует, и сюда выходят торговые помещения лавок в два этажа, пристроенных с юго-восточной стороны и покрытых каждая кровлей на два ската. В плане корпус состоит из отдельных помещений лавок, образованных внутренними поперечными стенами, которые расчленяют их на отдельные секции. Каждая секция соответствует на фасадах двум пролетам галереи, в которые она выходит двумя дверными проемами в нижнем этаже и одним круглым окном с обрамлением в верхнем. Двери и окна выходят также во двор. У подвалов – сводчатые перекрытия.
Молочная Гора, ул, д. 5, Малые Мучные ряды, сер. XIX в.
Молочная Гора, ул, д. 5, Малые Мучные ряды, сер. XIX в.
Интересный образец торговых рядов Костромы середины XIX в. в стиле позднего классицизма, имеющих важное значение в застройке торгового центра города. Двухэтажное здание с подвалами, кирпичное и оштукатуренное, по-видимому, сооружено в 40-х годах XIX в., быть может, после пожара 1847 г. Его прямоугольный в плане объем, вытянутый вдоль улицы, завершен кровлей на два ската. Арочная галерея на пилонах выделяет уличный фасад, в то время как остальные фасады оформлены в виде аналогичных арочных ниш с окнами лавок. Пилоны галереи – с постаментами и импостами, украшенными поясками иоников, арки – с архивольтами и замковыми камнями. В завершении стен – антамблемент с метопно-триглифным фризом. В тимпанах фронтонов на торцах помещены по три арочных полукруглых ниши с более крупной центральной.
Просмотреть увеличенную карту
Внутри поперечные стены делят здание на восемь торговых двухъярусных лавок с конторками в верхнем этаже и подвалами под ними. Каждая лавка имеет два дверных проема, выходящих на галерею, и два окна в противоположной стене; по два окна размещено и в торцах конторок. В некоторых дверных проемах сохранились двупольные металлические двери с перекрещивающимися коваными железными полосами, образующими на их поверхности квадраты.
Другие памятники архитектуры Костромы
Литературный первоисточник:
В.К. и Г.К.Лукомские. Кострома. Спб., 1913. С. 291, 293;
В.Н.Бочков, К.Г.Тороп. Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1970. С. 25-29;
В.Н.Иванов. Кострома. М., 1970. С. 112-114;
В.Н.Иванов и М.В.Фехнер. Кострома. М., 1955. С. 70;
В.Н.Бочков и К.Г.Тороп. Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1970. С. 33;
В.Н.Иванов. Кострома. М., 1970. С. 124; он же. Кострома. 2 изд., М., 1978. С. 158;
Н.А.Коротков. Архитектурный ансамбль центра города Костромы // Ученые записки КГПИ им. Некрасова. Вып. 21. Кострома, 1972. С. 139-178;
Е.В.Кудряшов. Архитектурный ансамбль центра Костромы. Ярославль, 1992.
С. 18. ГАКО, ф. 497, оп. 2, д. 17 а, л. 5 об.;
С. 25-26. Архив Свода памятников ДКН.
Е.В. Кудряшов. Архитектурный ансамбль ул. Молочная гора. Рукопись. С. 5-6.
И.М.Разумовская. Кострома, Л., 1989. С. 116, 119;
Е.В.Кудряшов. Архитектурный ансамбль центра Костромы. Ярославль, 1992. С. 18. ГАКО, ф. 497, оп. 2, д. 17 а, л. 5 об.; д. 2360, л. 1-3; д. 2445; ф. 207, оп. 1, д. 1938, л. 5-8; ф. 137 (134, 207), оп. 2, д. 4953, л. 1-23.
Сайт первоисточник http://enckostr.ru/
Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.
Саметь. Церковь Николая Чудотворца
Храм в Самети впервые упоминается в 1616 г., когда на погосте стояла деревянная церковь во имя Николы. По-видимому, изначально второй храм погоста был посвящён свв.апп. Петру и Павлу, традиционно почитаемым на Руси покровителям рыбаков: в 1629-1630 гг. писцовая книга зафиксировала на погосте кроме Никольской церкви также и «место церковное свв.апп. Петра и Павла». В начале 50-х гг. 17 века в «селе Самите» стояли две деревянные церкви — во имя Свт.Николы и во имя Свт.Алексия, митр.Московского. В 60-е годы 18 века взамен деревянных церквей в селе был возведён каменный пятиглавый храм с трёхъярусной колокольней, освящённый в 1768 году. В него перенесли три престола из прежних деревянных церквей: 1) в холодном четверике-во имя свт.Николая Чудотворца, в тёплой трапезной 2) правый- во имя свв.апп.Петра и Павла, 3) левый- во имя Алексия, митр.Московского. В 1-й пол.19 века была возведена новая колокольня, а в 1870-е годы переделана трапезная с приделами Алексия митрополита и Петра и Павла. Во 2-й пол.19 в. церковь была окружена кирпичной оградой (утрачена и воспроизведена в старых формах в 1980-1990-х гг.) с воротами и угловой часовней. К западу от храма в ограде стоит дом причта нач.20 в., неподалеку от него у юго-западного угла колокольни сохранилась часовня — столп того же времени. К нач.20 века основным направлением хозяйственной деятельности крестьян села Саметь являлась торговля сеном, заготовка которого в огромных количествах велась здесь издавна на окрестных заливных лугах. К этому времени относится сохранившаяся ныне историческая застройка села, формирующая несколько улиц, сходящихся к центральной площади с Никольской церковью. Кстати, в 1914 г. Император Николай Второй — в память своего посещения в 1913 г. Костромской губернии — прислал в дар этой церкви в Самети список Феодоровской иконы Божией Матери, которую 15 июля 1914 г.- за несколько дней до начала 1-й Мировой войны — массовый крестный ход перенёс из церкви свв. Богоотец Иоакима и Анны в Костроме в Никольскую церковь в Самети (этот образ был похищен из храма осенью 2002 г.). В советское время в селе Саметь находился известный на всю страну колхоз «12 Октябрь», возглавляемый легендарной Прасковьей Андреевной Малининой — дважды Героем Социалистического труда, кавалером шести орденов Ленина. Благодаря именно этому человеку церковь в селе не была закрыта в те годы. Сам же храм свт. Николая несмотря на позднейшие его перестройки, не изменил первоначального композиционного принципа размещения всех объектов на одной продольной оси. Высокий двусветный основной четверик церкви завершён крутой четырёхскатной кровлей с пятью широко расставленными луковичными чешуйчатыми главками на вытянутых граненых барабанах. Пятигранная в плане апсида значительно ниже и уже храма. Более широкая трапезная, выстроенная с использованием в декоре форм русского стиля, ориентирована по продольной оси здания и включает в свой объём нижний ярус колокольни. Пятигранные апсиды её приделов частично закрывают боковые фасады храмового четверика. Высокая и стройная трёхъярусная колокольня в стиле зрелого классицизма состоит из чуть убывающих по объёму к верху четвериков, завершённых гуськовой кровлей с люкарнами и квадратным в сечении барабаном, служившим основанием некогда утраченной главы или шпиля (существующее ныне завершение колокольни сооружено несколько лет назад). Живопись 19 века заполняет свод и стены храма отдельными картинами, соединёнными между собой орнаментальными композициями типа гризайли. Письмо академическое, профессиональное. Иконостас выполнен по проекту 1838 г. костромского архитектора М.М.Праве, очевидно, в 1840-х гг. Классический по сути он включает витые колонки с гирляндами цветов, что придаёт ему барочный вид. Иконостас изобилует резьбой с тонкой прорисовкой всех деталей, что характерно для творческого подчерка зодчего. Масляная живопись в трапезной исполнена большесольским мастером А.М.Баженовым в 1882 г., правлена в 1980-е годы. Иконостасы приделов фабричной работы выполнены в псевдорусском стиле в нач.20 века. Богослужения в церкви из-за отсутствия священника прекратились в 1942 г., и несмотря на все усилия верующих, храм не действовал 4 года. 1 апреля 1946 г. Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР отказал религиозной общине Самети в разрешении на открытие храма, т.е. фактически закрыл его. Однако, благодаря знаменитой П.А.Малининой (светлой ей памяти за все её труды и подвиги), пустившей в ход все свои высокие связи, случилось небывалое: уже 8 июля 1946 г. Совет отменил своё предыдущее решение и разрешил открыть церковь в Самети. С августа 1946 г. богослужения в церкви не прерывались.
В настоящее время, согласно переписи населения, в Самети проживает более 600 человек. Доехать до села можно из Костромы на пригородном автобусе № 105″Кострома-Саметь».
По материалам:»Памятники архитектуры Костромской области», выпуск 2, стр.68-71; Н.А.Зонтиков «Храмы Костромского района».
Спасо-Запрудненский мужской монастырь в Костроме. Фасад и ворота храма.
Церковь на реке Запрудне* вместе с относящимися к ней постройками образует выразительный храмовый комплекс, отражающий различные этапы в развитии костромской архитектуры с середины XVIII по начало XX вв. Церковь построена в 1754 г. в Спасо-Запрудненском монастыре, который, по преданию, был основан во второй половине XIII в. князем Василием Ярославичем на месте явления ему иконы Федоровской Божьей Матери. До середины XVIII в. все постройки монастыря, включая церковь во имя Федоровской иконы Богоматери, были деревянными. В 1724 г. монастырь был приписан к Богоявленскому монастырю, а в 1758 г. в него была переведена духовная семинария, в связи с чем на монастырской территории был сооружен целый ряд деревянных зданий, в том числе деревянная Введенская церковь. После пожара 1813 г. семинария была переведена в город. В 1764 г. монастырь был упразднен, а его храм стал приходским. В 1806 г. на средства купца В.И. Стригалева к храму пристроены трапезная и колокольня. В конце XIX — начале XX вв. в церкви была растесана большая часть окон и изменены обрамления нижних окон второго этажа. Тогда же к колокольне пристроена западная паперть. Часовня, стоящая восточнее храма, относится, вероятно, ко второй четверти XIX в. В середине XIX в. территория церкви была обнесена новой оградой со Святыми воротами на западе по оси церкви и с четырьмя башнями. Она устроена по периметру участка, имеющего прямоугольную форму со скругленной восточной стороной. Перепад в линии северного прясла ограды, вызванный небольшим расширением участка с северо-запада, отмечен домом причта (нач. XX в.).
Каменное здание церкви Спаса на Запрудне
Храмовый комплекс живописно расположен на высоком правом берегу реки Запрудни. Кирпичная, оштукатуренная и побеленная двухэтажная церковь отличается стилевой разнородностью, обусловленной разновременностью частей здания. Храм типа “восьмерик на четверике” с широкой полукруглой апсидой выстроен в запоздалых для середины XVIII в. формах “нарышкинского барокко”. Почти квадратная со скругленными углами трапезная и двухъярусная колокольня сооружены в стиле классицизма. Фасады четверика и трапезной частично переделаны в формах архитектуры эклектики. Окна первого этажа и восьмерика храма обрамлены характерными для “нарышкинского барокко” колончатыми наличниками, завершенными разорванными фронтонами. По-видимому, аналогично были оформлены и окна второго этажа четверика, которые в настоящее время имеют эклектичные наличники. Остатки первоначальных фронтонов, врезающихся в карниз, уцелели над поздними лучковыми сандриками. К декору XVIII в. относятся также угловые колонки и карнизы с поясами зубцов и поребрика.
Фасады трапезной расчленены вертикальными нишами, в которые заглублены окна обоих этажей. Верхние окна обрамлены профилированными наличниками с высокими фигурными завершениями. Фасады колокольни без существенных изменений сохранили первоначальный облик. Высокий двухэтажный четверик первого яруса отличается сдержанным и плоскостным декором. Значительно меньший по площади верхний четверик, завершенный ярусом резонатора и шпилем, решен более пластично. В его декоре еще сильны отзвуки архитектуры барокко. Арочные проемы звона фланкированы тосканскими пилястрами. Скругленные углы яруса обработаны более низкими пилястрами, не достигающими антаблемента. Антаблемент на каждой грани завершен лучковым фронтоном.
Нижняя церковь имеет необычную внутреннюю структуру. Пространства храма и апсиды разделены продольной капитальной стеной на неравные по ширине северный и южный приделы, перекрытые коробовыми сводами. В трапезной поперечная и продольная капитальные стены выделяют два коридора, идущих вдоль северной и восточной сторон. Помещения трапезной имеют плоские перекрытия. Одномаршевая лестница на второй этаж расположена между четырьмя массивными пилонами первого яруса колокольни, на которые опирается второй ярус. Во втором этаже четверик храма переходит в восьмерик при помощи ступенчатых тромпов, верхние из которых поддерживаются фигурными кронштейнами. Храм перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом с круглым отверстием для светового барабана. (В настоящее время окна барабана заложены). Бесстолпная трапезная имеет деревянное перекрытие, имитирующее очень пологий восьмидольный свод с узкими диагональными лотками.
Художественное оформление интерьера — разновременное. Росписи верхнего храма и трапезной — масляные, поздние, многократно правленые. Они имеют иконографическую основу, восходящую к середине — второй половине XIX века. Письмо академическое, отдельными композициями, размещенными в простенках, на сводах и над аркой, соединяющей четверик с трапезной. В простенках восьмерика помещены композиции “Преображение”, “Воскресение”, “Вознесение”. Над иконостасом — сонм летящих херувимов. Розовощекие, с пушистыми крыльями, сохраняющие стилистику письма ХVIII в., они заставляют предположить более раннюю основу иконографии настенных росписей. Иконостасы приделов — резные, позолоченные; резьба — геометризованная, в псевдорусском стиле.
Архитектурные формы главного иконостаса напоминают силуэт храма с тремя главами на высоких пьедесталах. Боковые главки расположены ниже центральной и вместе составляют высотную шатровую композицию, характерную для конца ХIХ в. В отдельных элементах декора иконостаса уже просматриваются приемы модерна. “Тело” иконостаса окрашено в голубой цвет, детали накладной резьбы, царские врата, главки и пьедесталы позолочены. Иконы современны резьбе. Только храмовая икона “Нерукотворный Спас” и образ Богоматери Федоровской, связанные с событиями явления чудотворного образа, перешли из старого деревянного храма. Обе иконы реставрировались, раскрыты от поздних записей, потемневшей олифы, что позволяет датировать образ “Нерукотворного Спаса” (реставраторы Брягины) не ранее XVI в., а Федоровскую икону Богоматери (реставратор Н.А. Волкова) концом XVII в. Последняя икона относится к одному из распространенных в Костроме вариантов образа со сказанием о чудесах. Характер письма позволяет отнести ее к работам иконописца, прошедшего выучку в знаменитой артели Гурия Никитина. Сохранность миниатюрного письма заставила ограничиться раскрытием только средника иконы.
Отделка стен восьмерика каннелированными пилястрами, многообломными карнизами и тягами, а также чугунные ступени и плиты лестничных площадок с рельефным растительно-геометрическим рисунком относятся к концу ХIХ — началу ХХ вв.Часовня — кирпичная, покрытая обмазкой постройка в стиле позднего классицизма. Ее композиция включает четверик с четырехлотковой кровлей и более низкие западный притвор и восточную пристройку рубежа XIX-XX вв. Фасады четверика обработаны трехчастной аркатурой с выделенными импостами, архивольтами и замками. Углы тамбура оформлены рустованными лопатками, которые повторяются в декоре восточной пристройки.
Глухая кирпичная ограда разделена лопатками на равные прясла с горизонтальными прямоугольными нишами. Угловые кирпичные башни (северо-западная башня из-за расширения участка утратила свое угловое расположение) представляют собой глухие восьмигранные сооружения, увенчанные шатровыми кровлями. Грани башен обработаны двумя ярусами прямоугольных ниш. Кирпичные Святые ворота имеют высокий арочный проем в центре и прямоугольные проемы калиток в боковых пилонах. Всю композицию объединяет килевидный фронтон. Проемы ворот со стороны улицы фланкированы пилястрами, а фронтон обработан профилированными тягами. Сохранились металлические решетчатые створки ворот и калиток.
Дом причта — одноэтажное здание в кирпичном стиле. Прямоугольный в плане объем с выступом сеней на боковом фасаде завершен двускатной кровлей. Торцевые фасады, выходящие на улицу и к церкви, решены одинаково. Их симметричные композиции в четыре окна завершены щипцами, под карнизом которых проходит зубчатый пояс.
На кладбище, занимающем значительную часть церковной территории, сохранилось большое количество художественных надгробий. Среди них особенно ценны памятники в виде резных саркофагов кон. XVIII — нач. XIX вв. Типологическим разнообразием отличаются надгробия второй половины XIX — начала XX вв. в форме каменных и металлических стел, киотов, часовен. Художественный интерес представляют кованые ограды некоторых могильных участков.
* Имеется в виду река Запрудня. Одноименное название эта улица получила по решению ГИК от 2 марта 1925 г.
Constantin Brandt geb den 31 July 1861 gest den 28 July 1862 Lasset die Kindlein zu mir kommen und wehret ihnen nicht denn solcher ist das Reich Gottes (Могильные камни на Запрудне).
На сем месте погребено тело раба божiя Иакова Ивановича Дурыгина скончавшегося 1802 г. августа 25 дня от сына отцу
Лит.: И. Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863, С. 14-15; Н.О. Андроников. Исторические записки о Костромской духовной семинарии и Костромской губернской гимназии. Кострома, 1874. С. 56, 61; В.В. Зверинский. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 3. СПб., 1897. С. 171; ИАК. Вып. 31. СПб., 1909. С. 98; М.Я. Диев. Упраздненные монастыри Костромской епархии. Кострома, 1909. С. 14; Н. Зонтиков. На Запрудне.// Благовест. Май. 1990 г. С. 6, 7. КИАМЗ, КОК 24830 (История Костромской иерархии), л. 8об.-9об.
Первоисточник: enckostr.ru